Тайна Зарайского кремля

Тайна Зарайского кремля

А вы знаете, что в Зарайске находится первый в России памятник жертвам монгольского нашествия?

А вы знаете, что в Зарайске находится первый в России памятник жертвам монгольского нашествия?

На территории зарайского кремля, восточнее Иоанно-Предтеченского собора, расположен архитектурный комплекс из трёх белокаменных крестов под шатровой сенью – памятник легендарному рязанскому князю Федору, его супруге, княгине Евпраксии и их сыну Иоанну, погибшим в годы монгольского нашествия. Издревле жители Зарайска отмечали неразрывную связь истории родного города с трагической судьбой княжеской семьи, которая и до сих пор привлекает внимание горожан и туристов. История памятника окутана легендами и преданиями, а исследователи, как в прошлом, так и в современности, строят гипотезы и никак не придут к общему мнению.

Предание о княжеской семье сохранил один из крупнейших литературных памятников русского Средневековья – цикл «Повестей о Николе Заразском», датируемый специалистами второй половиной XVI века. Сюжет «Повести о разорении Рязани Батыем», составной части цикла, рассказывает о событиях 1237 года – трагической гибели рязанского князя Федора в ставке Батыя за отказ отдать на поругание хану свою жену, и о верности княгини Евпраксии, которая, презрев унижение ордынского плена, предпочла умереть с сыном Иоанном на руках. Время создания цикла «Повестей…» и описываемые события разделены более чем тремя столетиями, что заставляет современных ученых относить последние в разряд легендарных. С судьбой княгини также связана одна из самых популярных версий происхождения названия города Зарайска.

Памятные кресты были установлены еще в середине XVII века в предалтарной части храма Иоанна Предтечи в Зарайском кремле. Три креста, составлявшие единый архитектурный ансамбль, были размещены на общем массивном постаменте, при этом каждый из крестов имел собственный постамент – голгофу. На крестах была выбита надпись: «10 июня 1665 года по рассмотрении летописной книги поставил сии кресты по обещанию стольник князь Никита Григорьевич Гагарин на благоверных князех рязанских, которые побиты от беззаконного царя Батыя». «Летописной книгой», предположительно, названа «Повесть…», в которой, однако, сообщается, что каменные кресты появились над могилой княжеской семьи еще в XIII веке, и были поставлены рязанским князем Ингварем Ингваревичем, захоронившим тела погибших. Несмотря на то, что неизвестный автор «Повести…» упоминает кресты, установленные вскоре после гибели княжеской семьи, их нахождение и дальнейшая судьба нам неизвестны. Стольник Гагарин их также не упоминает, ссылаясь лишь на «летописную книгу» при установке мемориала в 1665 году. По народному преданию, под памятником, устроенным князем, действительно покоятся останки княжеской семьи, этой версии придерживался и ряд исследователей XIX века.

В 1822 году при перестройке храма памятник оказался снаружи, а над крестами была устроена шатровая сень. К этому времени надписи на крестах практически невозможно было разобрать. Восстановить их в 1826 году удалось «посредством спирта и с помощью железных орудий…» зарайскому купцу, историку, археологу и любителю древностей Козьме Ивановичу Аверину, предположившему, что князь Гагарин начертал надписи на древних, упомянутых в «Повести…» крестах. Впоследствии на крестах были помещены изображения князя Федор, княгини Евпраксия и княжича Иоанн, которые, по мнению современников, «не отличаются изяществом рисунка и принадлежат кисти доморощенных маляров». В 1930-х годах при взрыве колокольни храма Иоанна Предтечи княжеское надгробие было разрушено, а фрагменты крестов – переданы в зарайский музей, где хранятся и поныне.

В 1996 году в ходе археологических раскопок, затронувших место предполагаемых захоронений, был расчищен фундамент разрушенной сени, состоявшей из белокаменной и кирпичной кладок. В результате исследований было выяснено, что строительный материал, из которого были созданы кресты, был уже во вторичном использовании, и, предположительно, относился к храму «иже под колоколы» XVI века на территории кремля. На месте же фундамента сени обнаружены захоронения – только не княжеские, а достаточно плотное кладбище XVI века, судя по следам керамики в могилах, относившееся к тому же храму. Культурного слоя более раннего периода обнаружено не было, был подтвержден возраст шатровой сени – не ранее начала XIX века, что подтверждает предположения о том, что памятник – является увековеченной в камне памятью о погибших, а не реальным захоронением легендарной княжеской семьи.

В конце ХХ века на основе уцелевших и отреставрированных крестов, были изготовлены качественные копии, и в 2002 году памятник был воссоздан на прежнем месте. Академик Д.С. Лихачев, самый крупный популяризатор цикла «Повестей о Николе Заразском», ставивший его на второе место после легендарного «Слова о Полку Игореве», отмечал, что «Древняя Русь не знала памятников, но один памятник в ней все же был: это памятник на месте гибели Евпраксии и ее младенца» – по сути своей первый в России памятник жертвам монгольского нашествия. Современные специалисты относят памятник к кенотафам-«воспоминаниям» о погибших в далёком прошлом.

Однако есть все же немало красивых легенд, упоминаемых краеведами и местными жителями. Рязанский историк и священнослужитель Иоанн Васильевич Добролюбов (1837-1905) сообщал, что «по словам зарайских старожилов», при «постройке… Предтеченского храма, протоиереем соборным вместе с церковным старостой секретно была проведена раскопка около памятника с целью убедиться в присутствии княжеских останков». Ими была обнаружена «на глубине трех аршин будто бы… каменная плита», на которой были «иссечены три креста», но кто-то «воспрепятствовал задуманному» и «во избежание огласки поспешили засыпать яму землей». Добролюбов фиксирует и еще одну легенду. Будто бы «во время нивелировки соборной площади, произведенной в 1789 году», была открыта «вблизи памятника железная дверь, запертая замком», которая «вела быть может в могильный склеп и каменный подвал», но «узнать, что находилось за дверью, в то время не сочли за нужное, а тотчас всё засыпали землей», и «теперь в этом месте пролегает проездная дорога».

В воспоминаниях Михаила Ивановича Зорина (1870-1952), уроженца Зарайска, упоминается весьма похожий эпизод: «Под каменными крестами над могилой убиенных» были «заметны каменные ступени, уходящие под памятник». Попытки их раскопок остановились из-за опасений повреждения фундамента Иоанно-Предтеченского собора, но автор воспоминаний «в книгах отца», священника, «нашел небольшую старую брошюрку… издания 40-х годов XIX столетия», в которой говорилось, что «раскопки под этими тремя каменными крестами когда-то действительно были сделаны», и «тогда нашли там каменный склеп», запертая железная дверь которого вела под фундамент собора, но «когда ее хотели открыть, оттуда будто бы показался огонь, который навел страх на раскопщиков и они поспешно оттуда выбежали и закопали за собой вход в склеп…».

А.М. Ермаков - ученый секретарь Государственного музея-заповедника "Зарайский кремль"  

9544f41ae4d559245de52872056a0469633cc4f6 913abceb4c6ff0f1262cd7c8cd5ed607b5e4df7f

Поиск по сайту

Архив новостей