Почему испанцы и финны прогорели на производстве мяса в Зарайском районе?

  • 05.11.2013
Почему испанцы и финны прогорели на производстве мяса в Зарайском районе?

Иностранные инвесторы редко "приживаются" на зарайской земле.

В сентябре стало известно, что финский производитель мясных продуктов Atria Plc., который в 2008 году купил за 75 млн евро у компании Campofrio Alimentacion  S.A московское ООО МПЗ "Кампомос", намерен продать свинокомплекс в Зарайском районе. У финнов не задалось с развитием зарайского свиноводческого хозяйства "Кампоферма", поэтому они задумываются о его продаже.

Впрочем, у предыдущих владельцев "Кампомоса" - испанской мясоперерабатывающей компании Campofrio Alimentacion S.A. - тоже не получилось наладить производство свинины. На российский рынок Campofrio вышла в 1990 году. Тогда компания приняла участие в СП "Кампомос" с производственным объединением "Мосмясопром" (Москва). В 2004 году испанцы купили доли миноритарных акционеров "Кампомоса", увеличив свой пакет акций до 100%. На то время оборот "Кампомоса" достиг порядка 120 млн долл. В 2007 году чистые продажи компании "Кампомос", которая работала в Московской и Ленинградской областях, достигли 75 млн евро. При этом штат насчитывал одну тыс. человек. Однако испанцы решили продать ЗАО "Мясоперерабатывающий завод "Кампомос" финской группе Atria за 75 млн евро (сумма сделки была равна годовой выручке предприятия). 

Основной причиной отказа испанцев от производства мяса в Зарайском районе эксперты называли отсутствие у Campofrio собственной сырьевой базы в стране. 80% сырья импортировалось. При этом испанская компания не имела собственных квот на ввоз мясного сырья, в результате она проигрывала российским конкурентам "Микояну" и "Черкизово" в цене на готовую продукцию. Поэтому решение испанцев продать свои активы в России эксперты называли весьма удачным, потому что в то время российская мясная отрасль переживала не самые лучшие времена. 

Гендиректор "Атриа Россия" Юха Руохола заявил, что "Испания слишком далека от России, с такого расстояния трудно управлять активами, из Финляндии проще". По его мнению, это и стало причиной продажи испанцами своих российских активов. 

Ожидалось, что после покупки "Кампомоса" Atria значительно укрепит свои позиции на рынке. "Клиентская база предприятия в Московской области, насчитывающая более 17 миллионов человек, и стремительный рост розничных продаж в настоящее время наряду с широко известными, качественными продуктами Кампомоса помогут Atria занять прочное положение на стабильно растущем московском рынке", - заявляли представители Atria.

В то время директор исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин предупреждал, что смена владельца не означает для компании "Компомос", что ее дела пойдут на лад. Причиной тому назывался сырьевой кризис. Опасения эксперта во многом оправдались. В этом году "Атриа Россия" объявила о своем намерении отказаться от производства мяса в Зарайском районе. 

"В сфере наших будущих интересов первичного производства нет. Поэтому мы готовы ее продать, если поступит хорошее предложение, - отметил исполнительный вице-президент "Атриа Россия" Ярмо Линдхольм. - Мы не являемся экспертами по управлению этим бизнесом, потому что наши основные компетенции все-таки касаются потребительского рынка, а ферма досталась нам при покупке МПЗ "Кампомос". На рынке есть производители свинины, которые способны работать гораздо более эффективно".

По словам Ярмо Линдхольма, сегодня более выгодно приобретать сырье, чем производить его.

"Отчасти потому, что мы можем покупать как на местном рынке, так и на международном, а главная наша производственная площадка в Горелове к тому же работает в основном на замороженном мясе. Вообще, свиноводство в России столкнулось с определенными проблемами. Средняя цена на мясо в прошлом году составляла около 90 руб. за 1 кг, а в апреле этого года в некоторых регионах упала до 50 руб. Из-за таких колебаний цены продолжать прибыльно работать на этом рынке могут только очень крупные производители", - отмечает исполнительный вице-президент "Атриа Россия" Ярмо Линдхольм.  

Позже представители компании объяснили причины избавления от агропромышленного подразделения в Зарайске. 

- "Кампоферма" не идеальна по своей конфигурации, но основной проблемой стало существенное снижение цен на свинину в конце прошлого года. Оно сделало производство полностью нерентабельным, - отметил Ярмо Линдхольм. - В любом случае, первичное производство не является основным бизнесом для "Атриа" ни в России, ни в Финляндии, поэтому мы предпочитаем сконцентрировать усилия на нашем основном бизнесе: производстве продуктов под марками "Пит-Продукт" и "Кампомос" и развитии концепции Sibylla". 

Максим Клягин, аналитик по потребительскому сектору УК "Финам Менеджмент", убежден, что с тактической точки зрения шаг "Атриа" оправдан, потому что в будущем это приведет к улучшению финансовой составляющей компании. Сейчас на сайте компании отмечается, что объем чистых продаж за первое полугодие составил 2,4 млрд рублей, прибыль до налогообложения находится в области отрицательных значений (-112 млн рублей). Отрицательное воздействие на динамику доходов внесло только подразделение, которое производит первичное сырье. 

Сегодня "Атриа Россия" не исключает возможность продажи "Кампофермы", однако производство в любом случае будет остановлено в ближайшее время. Стоимость возможной сделки не называется. 

*** 

В этой ситуации нельзя не обратить внимание на тот факт, что Зарайский район попал в число аутсайдеров по привлечению инвестиций. Однако уход испанцев и финнов с зарайского рынка обусловлен скорее сырьевым кризисом в стране. Кроме того, налицо неудачный менеджмент компании Campofrio Alimentacion S.A. Все-таки российский рынок отличается от  европейского, что нужно учитывать иностранным инвесторам. 

Поиск по сайту

Архив новостей