Откуда родом Евпатий Коловрат?

Откуда родом Евпатий Коловрат?

Недавно на экраны вышел фильм «Легенда о Коловрате». Киноновинка тут же всколыхнула в зрительских массах повышенный интерес к этому легендарному воителю. Но мало кто догадывается, что знаменитый воевода имеет непосредственное отношение к Зарайскому кремлю. А точнее, его литературный образ.

Храбрый витязь Коловрат – один из колоритнейших персонажей древнерусской литературы. И действует он на страницах знаменитого ее шедевра – «Повести о разорении Рязани Батыем». Имя Коловрата появляется сразу после пронзительного описания взятия города монголами в 1237 году с гибелью всех защитников и мирных жителей от мала до велика. «И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». В то время как продолжается лютая сеча, Евпатий с малой дружиной мчится из Чернигова, чтобы своим отрядом усилить рязанское воинство. Но не поспевает и с ужасом видит руины прежде цветущего города, еще горячие угли пожарищ и изрубленные тела земляков.

Последний из «узорочья рязанского», то есть лучших людей княжества, Евпатий Коловрат собирает под свое знамя 1700 пылающих мщением бойцов, «которых бог соблюл вне города», и пускается в погоню за врагом. Кстати, по устным народным преданиям местом сбора дружины стало Великое Поле на реке Осетр, ныне окраина подмосковного Зарайска. Нагнав вражеские тумены, рязанцы бьются так, что устрашенному Батыю чудится, будто мертвые восстали. А незаурядная воинская доблесть самого предводителя вызывает уважение завоевателя и его приближенных. Нанеся немалый урон супостатам, убив в бою Батыева шурина Хостоврула, богатырь погибает только когда монголы обратили против него пороки – камнеметы. «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего», – молвил хан над телом храбреца и в порыве великодушия отпустил уцелевших русичей. Дружинники унесли останки воеводы и похоронили его.

А какое же отношение имеет Зарайский кремль, построенный много позже изложенных событий, к рязанцу Евпатию Коловрату? Каменно-кирпичная крепость в Зарайске была возведена в 1528 – 1531 годах и защищала рубежи Московского государства от набегов крымских татар. А дело все в том, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» входит в цикл «Повестей о Николе Заразском». Произведение неоднократно исследовалось историками и филологами. Для нас важно, когда и где был создан этот литературный памятник, и не менее интересно – кем. Доктор исторических наук Б.М. Клосс в своей работе «История создания Повести о Николе Заразском» пришел к выводу, что «Повесть…» – «произведение единое по своему замыслу, языковым особенностям и использованным источникам. Все части памятника написаны в одно время и одним автором, объединены общей идеей прославления местных святынь». Датой создания Клосс указывает 1560 год. Но кто же был тот искусный книжник, который подарил нам это произведение – источник легендарных сведений по зарайской истории? Исследователь соглашается с мнением о причастности к тексту священников Никольского собора в Зарайском кремле. Создание «Повестей…» он ставит в заслугу протопопу Ивану Вислоуху, дальнему потомку того самого священника Евстафия, который, согласно тексту, принес чудотворный образ св. Николая в землю Рязанскую из далекой Корсуни. Род Евстафия служил у иконы Николы Заразского 335 лет «непременно», а имя литературного отца князей Юрия Ингваревича, Федора Юрьевича, княгини Евпраксии и воеводы Евпатия Коловрата завершает список из девяти поколений служителей.

 Алена Мкртчян

 

E9953680f4d84cd31969a89a70024af548fa827f 334f8f0408542af4cbdb65291492e5eb6203b505 B6b4c0e590f2577eaa5c84226af273aec3003c9f 90a45042647868ee393bb9e1d742c925e0d06f26

Поиск по сайту

Архив новостей