Повесть о Николе Заразском и историческая наука

Повесть о Николе Заразском и историческая наука

Повесть о Николе Заразском впервые была опубликована в составе «Русского Временника» в 1790 г.

Она сразу же завладела вниманием исследователей и любителей старины. И по сей день каждого соприкоснувшегося с этим древним текстом впечатляют его художественные достоинства и необычный сюжет.

Первая часть Повести содержит историю о принесении образа святителя Николая из Корсуня (Херсонеса) в Рязанскую землю. Главный герой, служитель Евстафий, получил от святого повеление нести его икону «на восток»: «Тамо хощу быти и чюдеса творити, и место прославить». Евстафий плывет с иконой по Днепру до «моря Варяжского», проходит через «Немецкия области», приносит икону в Новгород, где она совершает «великие чудеса». После этого их путь лежит в сторону Рязани, где святитель Николай является во сне князю Федору Юрьевичу Рязанскому, обещая ему и его будущей семье «венец царствия небесного». Встретив служителя с иконой, князь переносит чудотворный образ в некую «область свою». Вскоре после этого он женился на девушке из знатного рода Евпраксии, и у них родился сын, которого нарекли Иваном.

Икона Николы Зарайского. XVI в. Из собрания Музея-заповедника «Зарайский кремль».

В 1237 г., спустя 12 лет после принесения чудотворно образа из Корсуни, пророчество святителя Николая сбылось. Князь Федор гибнет от рук хана Батыя. Евпраксия с сыном, дабы не быть поруганной безбожными татаро-монголами, решает предпочесть смерть бесчестию. Вместе с сыном она бросилась оземь с «превысокого храма» и, по выражению летописца, «заразися до смерти». Тела благоверных князей похоронили близ храма, где пребывала икона Николы Корсунского, а над могилами поставили «кресты камены».

В память об этом трагическом событии, в 1665 г. князь Никита Григорьевич Гагарин установил в зарайском кремле три креста, находившиеся за алтарем собора Усектовения главы Иоанна Предтечи. В 1928 г. символическую гробницу уничтожили, в начале 2000-х гг. на том же месте были установлены и освящены новые кресты. Однако археологических раскопок в точке предполагаемого захоронения рязанских князей не проводилось, поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, что под этими крестами кто-то действительно похоронен.

Рассказ о благоверных князьях повторяется и во второй части Повести и Николе Заразском. Она содержит развернутое повествование о разорении Рязани ханом Батыем в 1237 г. Там появляется еще один персонаж народного эпоса — воевода Евпатий Коловрат. Увидев, как пострадала родная Рязань, он вскричал «в горести души своея», собрал «мало дружины» и отправился громить «станы Батыевы». Коловрат внезапно атакует татаро-монголов, «бьяше их нещадно». Только с помощью «тмочисленных пороков» удалось им убить Евпатия, мужеству и храбрости которого дивились мурзы и санчакбеи: «Мы со многими цари, во многих землях, на многих бранях бывали, а таких удалцов и резвецов не видали».

В финале повести автор описывает погребение рязанских воинов, убиенных в сражении за родную землю. Также повторяется история о перенесении останков князя Федора Юрьевича к иконе Николы чудотворца в некую «область его», где он был захоронен «в едином месте» с женой Евпраксией и сыном Иваном Постноком. «И от сея вины, — не устает повторять летописец, — да зовется великий чюдотворець Николае Заразский, яко благоверная княгиня Еупраксеа и с сыном своим князем Иваном сама себе зарази». В большинстве списков к повести прилагается родословие потомков Корсунского священника Евстафия — служителей чудотворца Николы на Зарайской земле.

Скок В. А. Княгиня Евпраксия. 1959 г. Из собрания Музея-заповедника «Зарайский кремль».

Развитие исторической науки неизбежно затронуло Повесть о Николе Заразском. Первые попытки исследовать это великолепное литературное произведение относятся еще к XIX веку, однако сейчас они сильно устарели. Из относительно современных исследователей первым занялся Повестью В. Л. Комарович, опубликовавший 12 списков данного памятника. Он предполагал, что первая часть Повести древнее второй, а полная версия произведения сформировалась в XVI веке в два этапа.

Кресты, установленные в зарайском кремле в память о князе Федоре, княгине Евпраксии и их сыне Иване.

Главным популяризатором легенды о рязанских князьях в XX веке был академик Д. С. Лихачев. "Древняя Русь не знала памятников, но один памятник в ней все же был: это памятник на месте гибели Евпраксии и ее младенца (1237 г., 1665 г., 2002 г.)", — пишет он об уже упоминавшихся крестах в Зарайском кремле. Его мнение об истории сознания Повести о Николе Заразском, подкрепленное несомненным общественным авторитетом, оказывает значительное влияние и по сей день. Академик Лихачев считал, что различные части Повести создавались в разное время. Самым древним, с его точки зрения, является рассказ о принесении иконы святителя Николая из Корсуни (середина XIII века). «Повесть о разорении Рязани Батыем» Лихачев датирует началом XIV века. Формирование памятника завершилось в конце XIV – начале XV века. Однако ни один из предполагаемых оригиналов до нас не дошел, свои предположения академик Лихачев делает исключительно на основании анализа известных нам более поздних текстов. Он разделил эти списки на две группы, независимо друг от друга восходящие к общему древнему первоисточнику.

Анализ списков Повести о Николе Заразском продолжил доктор исторических наук Б. М. Клосс. Он уточнил классификацию Лихачева и сделал два логичных, но довольно смелых вывода. Подробное сопоставление текстов дало основание утверждать, что все части Повести написаны одним автором в одно время. Их объединяет общий замысел прославления местных святынь, особенности языка, используемые литературные источники. Раз все части принадлежат перу одного автора, то и датировку оригинала следует выводить из родословного перечня потомков Евстафия, завершающего повесть. Прибавив к дате перенесения иконы святителя Николая (1225 г.) еще 335 лет служения рода Евстафия на Рязанской земле, мы получаем 1560 г. Именно этот год исследователь вполне обоснованно предлагает считать самой ранней датой составления Повести о Николе Заразском в том виде, в котором мы ее знаем.

 

Николай Александров

 

Поиск по сайту

Архив новостей