В мемориальном Доме-музее скульптора А.С. Голубкиной в Зарайске открыта выставка «А.С. Голубкина и русская литература»

В мемориальном Доме-музее скульптора А.С. Голубкиной в Зарайске открыта выставка «А.С. Голубкина и русская литература»

На открывшейся выставке в мемориальном Доме-музее Анны Семёновны Анны Семеновны Голубкиной в Зарайске представлены скульптурные портреты писателей, литературных персонажей, выполненных мастером в разные периоды творчества, а также современников художницы, оказавших влияние на формирование её литературных вкусов.

Эти произведения поступили из собраний музея «Зарайский Кремль», Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина. На выставке экспонируются и фотографии работ, хранящихся в московском музее-мастерской. Через всю жизнь Анна Семёновна пронесла любовь к литературе. Не случайно в её творчестве появляются портреты таких писателей, как М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Островский, А. Толстой, А. Белый, М. Волошин, В. Иванов, А. Ремизов, литератор В. Чертков… Со многими из них скульптор была знакома лично. Литературные персонажи также привлекали внимание мастера: старуха Изергиль – из одноименного рассказа М. Горького, Городничий, Земляника из комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя воплотились в работах художницы. Сохранившиеся воспоминания современников А.С. Голубкиной дают представление о процессе работы над созданием некоторых портретов. В 1900 году по заказу В.И. Фирсановой для имения Середниково, где бывал М. Лермонтов, был выполнен портрет поэта. Голубкина собирала все его снимки, которые только могла достать, и, наконец, пригласила позировать своего племянника Дмитрия Щепочкина, в котором видела внешнее сходство с Михаилом Юрьевичем. Портрет Андрея Белого, с которым художница была знакома, выполнен в зарайской мастерской в 1908 году «на его стихи и статьи». Образ Л.Н. Толстого долго жил в мыслях Анны Семёновны. После встречи Голубкиной с писателем в 1901 году проходит 25 лет, прежде чем она приступает к работенад его портретом. Она была дружна с М. Волошиным, неоднократно бывавшим в её московской мастерской. В 1922-23-х годах художница выполнила камею с портретом-шаржем на него. Волошину принадлежат такие строки об Анне Семёновне: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого…».

Поиск по сайту

Архив новостей