В поисках утраченного. Предприниматели Бахрушины считали необходимым делиться своими доходами

В поисках утраченного. Предприниматели Бахрушины считали необходимым делиться своими доходами

Почти двести лет прожили Бахрушины в уездном Зарайске, прежде чем перебраться в Москву. Перегоняли гуртами скот на продажу.

85 лет назад, 7 июня 1929 года, из жизни ушел представитель знаменитой в Москве купеческой династии Бахрушиных – Алексей Александрович Бахрушин, основатель театрального музея в Москве.

Династия Бахрушиных рязанской земле не чужая. Этот род происходил из касимовских татар, переселившихся в XVII веке в рязанский уездный город Зарайск. Основатель династии принял православие и выбрал себе фамилию в честь отца, которого звали Бахруш.

Почти двести лет прожили Бахрушины в уездном Зарайске, прежде чем перебраться в Москву. Перегоняли гуртами скот на продажу.

В Москве старшим в фамилии Бахрушиных был Алексей Федорович. Это он пришел в Москву пешком вместе с женой и старшим сыном Петром. Через несколько лет у Бахрушина был сафьянно-кожевенный завод, современно оборудованный и достойно представлявший Россию на международных промышленных выставках.

Однако, когда в 1848 году Алексей Федорович внезапно умер от холеры, после него остались долги на 100 тысяч рублей и документы о залоге завода и дома, в котором жила семья.

Три сына, Петр, Александр и Василий Бахрушины, взяли дело в свои руки и, отказывая себе во всем, смогли расплатиться с долгами и приумножить капитал до 1200 тысяч рублей. Братья стали купцами первой гильдии и распределили между собой сферы влияния в бизнесе. Петр управлял суконной фабрикой. Александр руководил кожевенным заводом. Василий владел амбарами и обширной торговлей. Жили без роскоши, деньги вкладывали в недвижимость. Но при этом широко и щедро жертвовали на благотворительные цели. За это их и называли профессиональными благотворителями.

На родине предков, в Зарайске, Бахрушины построили церковь, богадельню и училище. В Москве, на Стромынке, их трудами появилась больница на 200 коек для страдающих неизлечимыми болезнями, говоря современным языком, хоспис. Сегодня это столичная больница № 33 имени Остроумова. Построив здание, благотворители ассигновали 210 тысяч рублей в качестве неприкосновенного капитала, на проценты с которого содержались лечебница и храм при ней. Лечение было, между прочим, бесплатным. Позже был построен дом призрения для неизлечимых больных, на что было потрачено еще 300 тысяч рублей.

А еще был детский городок в Сокольниках, в котором было несколько домиков на 20 – 25 детей-сирот. К нему относились и электромеханические и художественно-слесарные мастерские. Дети здесь жили с шести лет, учились, получали профессию, а после 18 лет – собственное жилье.

Вдовий дом – дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. Это был комплекс из трех зданий на Софийской набережной на 450 однокомнатных квартир и на более чем 2000 проживающих. Бытовые комнаты, начальная и ремесленные школы, детский сад, бесплатная столовая для курсисток. Этот проект обошелся Бахрушиным в 1257 тысяч рублей.

В Тихвинском городском имении этой семьей была построена сельскохозяйственная колония-приют для 100 мальчиков-сирот, а на Смоленском бульваре в Москве – шесть начальных городских училищ. Родной брат основателя знаменитого теперь театрального музея Владимир Александрович Бахрушин умер во время богослужения в построенной этой семьей церкви. Он подарил московскому городскому самоуправлению свое имение Ивановское под Подольском для устройства в нем приюта для беспризорных детей. К 1917 году только крупные пожертвования семьи Бахрушиных превысили 3,5 млн. рублей.

Самым известным их проектом стал основанный 110 лет назад, в 1894 году, Алексеем Александровичем Бахрушиным первый в мире театральный музей, переданный основателем в дар музею Императорской академии наук.

Братья Бахрушины стали Почетными гражданами Москвы. Этой чести до них был удостоен лишь Павел Михайлович Третьяков. Восемь представителей династии были гласными (депутатами) Московской городской Думы.

Представители этой фамилии считали богатство даром Божьим, которым нужно делиться. Так что один из наших недавних современников только повторял старую истину, когда утверждал, что «делиться надо».

Поиск по сайту

Архив новостей