Зарайский поэт-передвижник Радимов

Зарайский поэт-передвижник Радимов Зарайский поэт-передвижник Радимов

Павел Александрович Радимов родился в 1887 году в маленьком селе Ходяйнове бывшей Рязанской губернии. Все предки его были из духовенства, а само...

Павел Александрович Радимов родился в 1887 году в маленьком селе Ходяйнове бывшей Рязанской губернии. Все предки его были из духовенства, а самое большое влияние на него оказал дед Никанор, дьячок Ходяйновской церкви, человек своевольный и не слишком богобоязненный. Маленький Павел неделями жил у деда, ходил с ним за грибами, рисовал. От деда Никанора он понял, что, чтобы добиться своей цели, надо полюбить жизнь, набраться бодрости и смелости.

Цель у него была - стать художником, но отец отдал его в Зарайское духовное училище. Об этом времени Павел Александрович рассказывал с волнением: «Зарайск! Туда возил меня буланый мерин за 25 вёрст… въезжал я на постоялый двор к купцу Молчанову, где пил чай с изюменным житным. Потом с мешком и сундуком, где лежало бельё, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль в каменное двухэтажное здание училища, там я должен был  жить 8 месяцев в году и получать знания. Когда я проходил мимо суровой башни-колокольни, откуда, по преданию, во времена Батыя бросилась с сыном жена Зарайского князя Фёдора княгиня Евпраксия и “заразилась” -  убилась насмерть, моё сердце сжималось болью и тоской по Серкинскому  лесу, по реке Серенке, по лугам-завалам. После с училищного двора мы лазили через узкие проходы в пустые мшистые башни, смотрели через бойницы на реку Осетр и казались сами себе пленниками, осажденными польским воеводой Лисовским. Бои давнего времени мы воспроизводили в большую перемену между уроками: один класс стоял на кургане, другой шёл в лобовую атаку!»

         В 1902 году Радимов поступил на учёбу в Рязанскую духовную семинарию. Там он по-настоящему начал заниматься живописью. Эти уроки не были обязательными, и учеников у Шумова, бывшего очень неплохим художником, обычно было немного. Он заставлял ребят копировать свои этюды, учил штриховке, никогда не поправлял детские рисунки и много говорил о тёплом колере в живописи. Шестнадцатилетний  Павел и трое его друзей решили, что этого мало, и стали сами пробовать рисовать с натуры. Радимов неустрашимо садился со своим этюдником на рязанских базарах  и делал наброски понравившихся ему людей, не обращая внимания на оживлённую толпу зрителей вокруг. Отец не противился этому и давал на краски, кисти и полотна 5 рублей в год.

         Родители прочили сыну духовную карьеру, но священника из Радимова не получилось. Вопреки воле отца он ушёл из семинарии и уехал в Казань. В то время стали принимать в университет без экзаменов семинаристов, окончивших 4-й класс. Правда, в столичные университеты доступ был закрыт, и Павел Александрович уехал в Казань, закончил там историко-филологический факультет и в течение нескольких лет преподавал литературу и историю искусств в Казанской художественной школе и во втором реальном училище.

        При этом он постоянно занимался живописью, с 1908 года начал выставляться. Его картины были близки передвижникам благодаря выбору тем, связанных с народом и природой, и Радимова пригласили участвовать в выставке Товарищества передвижников в 1911 году, а через два года за картину «Старый мезонин» он был принят в члены Товарищества передвижников. Рекомендации ему дали Поленов и Репин, который не был с ним знаком лично, но видел многие работы молодого художника.

        Одновременно с живописью Павел Александрович занимался и поэзией. В 1912 году он издал свой первый поэтический сборник ”Полевые псалмы”. Большинство стихов в нём было перегружено церковной лексикой и библейскими мотивами. Реальные картины природы он изображал через условные символические образы, пел псалмы русской природе.        Вторая книга стихов, «Земная риза», вышла в 1914 году. Она воспевала природу, быт, земные радости, простую жизнь, даже в самых неприглядных подробностях, например:

                    Приятный город. Грязи по колено,

                    Ядрёной и зернистой, как икра…

         Это было  прямым вызовом буржуазной литературе, стремившейся подальше от некрасивых сторон жизни. Сборник вызвал очень противоречивые отклики, но всем без исключения понравилась опубликованная в нём поэма «Попиада». Она была написана как шутливое подражание «Илиаде» Гомера. Те же длинные тяжёлые строки гекзаметра, то же обращение к богам, только сюжет самый незамысловатый и типично русский. Откликнувшись на призыв поэта, Муза сошла с Парнаса и оказалась в рязанской деревне. Она увидела, как

Старая кошка седая

                                                     с хвостом полосатым 

           Дремала, жмуря зелёное око,

                                                            бабка  степенно сидела

                              В кожаном кресле старинном

                                                          с выпукло-вогнутой спинкой

                              Часто  она полотенце

                                                          с каёмкою красной совала

                                       В жерла гранёных стаканов

                                                           иль  в синий фарфоровый чайник.

       «Попиада» осталось единственным шуточным произведением Радимова. Начавшаяся в 1914 году первая мировая война сразу показала всю серьёзность обстановки, которая складывалась в стране. Теперь поэт считал своим долгом писать жестокую правду о страданиях народа, бедности и безысходности его существования, о кровавых ужасах войны.

        Новый этап в жизни страны и в творчестве Радимова наступил после Октябрьской революции. Он без колебаний поддержал Советскую власть и принял активное участие в создании нового советского искусства. В Поволжье Павел Александрович основал организацию художников-передвижников, которые боролись против футуристов и других направлений, далёких от реальной жизни, а позже, в сороковые годы, возглавил Союз художников Московской области. За свою долгую жизнь он побывал в разных уголках советского союза: в Туркмении и Белоруссии, в Курской области и в Чувашии, но ближе всех ему были родные края.

        Он писал портреты и пейзажи, сделал много этюдов с памятниками старины Москвы и Подмосковья. Много картин и стихов посвятил Павел Александрович родному Зарайску.

Зарайский старый кремль над Осетром-рекой

                    Сверкает  в синеве главою золотой.

Окрест лежат поля, скирды желтеют хлеба,

И птицы носятся весёлою гурьбой.

Они исколесят полётами полнеба

И крачут весело, шумят наперебой,

Я рад их возгласам! Поэты поднебесья!

Вы славите мой край, ту родину мою,

О ком я и теперь здесь говорю без лести,

О ком я думаю, люблю, о ком пою.

       Под старость Радимов обосновался в Абрамцеве под Москвой, построил себе рубленый деревянный дом и открыл Народную выставку, ведь за 75 лет жизни он написал более пяти тысяч картин и этюдов, издал около десятка поэтических сборников. Последние из них: «Картины Подмосковья. Стихи и пейзажи», «Столбовая дорога» и «Ливень» - написаны уже в Абрамцеве.

                              Память о Зарайске.

                    Я память легкую несу

                    О сердце юности моей.

                    Крикливо квохчет дрозд в лесу,

                    В овраге теплится ручей.

                              Зарайск я помню: там в рядах

                              Грошовый, но грушевый квас.

                              Осётр сверкает на камнях.

                              Всё радует мой светлый глаз.

                    Друзья! Примите от меня

                    Привет с погодой золотой.

                    Ты дал в стихах моих огня,

                    О, милый город мой родной!

 

 

Николай Александров

 

800c259a8aea39631e3dd81fa96ddb161f52c2c3 401693aa6cce25caecb8681fe49db1d6250c41d9 05170118ded2fd91c2e319f5acc2bfb62c087d94

Поиск по сайту

Архив новостей